Страница 31

остаток 200 литров. Пот предательски застилал глаза. Лешка старался вести самолет строго по глиссаде, ошибиться с заходом на посадку было нельзя – топлива для захода на повторный круг не было.

 – 348-й, вам правая полоса, 349-й, вам левая, – дал команду руководитель полетов.

Наконец долгожданная бетонка. Лешка убирает обороты и плавно садится. Выпускает тормозной парашют, и вдруг его взгляд падает на аварийное табло, лампочки загораются одна за другой. Сначала он не понял, что происходит. Но когда он увидел, что обороты двигателя на нуле, он понял, топливо закончилось и двигатель остановился.

 – 349-й, аварийный тягач, двигатель остановился, – доложил он руководителю полетов.

 – Молодец, сынок, дотянул, – услышал он голос командира полка, – сейчас пришлем помощь.

 Лешка по инерции срулил с полосы и открыл фонарь кабины. Жаркий воздух ворвался в кабину, не принеся прохлады. Вытерев пот, он улыбнулся. Смог, выдержал, справился. От этого стало радостно на душе. И, несмотря на то, что он мог недолететь до полосы, он не чувствовал волнения. Скоро подъехал аварийный тягач и отбуксировал его на стоянку.

 – Я тоже на последних каплях приехал, – встретил его улыбающийся Мишка.

 – Маленько струхнул, – улыбнулся Лешка.

 – Ладно, пошли в класс предполетных указаний, через час по мишени начнем работать, и тебе еще Здора на пилотаж прокатить, – Мишка взял защитный шлем и направился в сторону высотного домика. Лешка побрел за ним.

  –  Понамарев, через двадцать минут у тебя вылет с генералом на пилотаж, ты готов? – у входа в класс предполетных Лешку встретил Потапов.

 – Готов, сейчас вот только тренаж ««пеший-по-летному»» пройду, – Лешка взял модель самолета и начал водить им в воздухе, мысленно проигрывая предстоящий полет. Через пять минут он подошел к командиру звена и доложил:

 – К полету готов.

 – Ты, Леха, главное, ничего не выдумывай, делай все, как в обычном полете, – напутствовал его Потапов по пути к самолету.

 На стоянке Лешка по отработанной схеме принял доклад техника и начал осматривать самолет. Вдалеке показался генерал Здор. Когда он подошел к самолету, Потапов доложил:

 – Товарищ генерал, лейтенант Понамарев представляется по случаю проверки на сложный пилотаж. Командир звена капитан Потапов.

 Лешка, лихо отдав честь, отрапортовал следом:

 – Лейтенант Понамарев к полету готов.

 –  В полете все делать так, как будто меня в кабине нет. Пилотажный комплекс стандартный. Вопросы есть? – он вопросительно посмотрел на Лешку.

 – Никак нет, все ясно, – ответил Лешка.

 Запуск двигателя,  взлет, выход в зону пилотирования ничего сложного не представлял. И уже через пять минут после взлета Лешка доложил:

 – 349-й, первую зону занял, высота четыре тысячи метров, разрешите задание.

 – 349-й, задание в первой разрешаю, – ответил руководитель полетов.

Включив форсаж, Лешка приступил к выполнению пилотажного комплекса.

Вираж, переворот, петля, полупетля. Затем полупереворот, косая петля, боевой разворот. Самолет легко слушался рулей, параметры фигур пилотажа были строго по инструкции. Лешка на минуту даже забыл, что в задней кабине генерал. Он приготовился повторить комплекс, как вдруг из задней кабины генерал спросил:

 – Сынок, на средней высоте ты пилотируешь самолет неплохо, а на малой высоте у тебя допуск есть?

 – Никак нет, – Лешка перевел самолет в горизонтальный полет.

 – Так, давай комплекс – высота двести метров, вираж на форсаже, горка с углом 60 градусов, переворот на горке, петля, полупетля. В нижней точке высота 200 метров.

 Лешка перевел самолет на пикирование до 200 метров. В голове лихорадочно работала мысль: «Маленькая высота, значит, тяга двигателя больше, необходимо перегрузку увеличить, скорости ввода в вертикальные фигуры можно уменьшить. Так, что еще?»

 Заняв высоту 200 метров, Лешка включил форсаж и одновременно ввел самолет в крен, увеличивая перегрузку. Привычная перегрузка пять единиц оказалась недостаточной, скорость начала расти. И Лешка увеличил ее до шести. Кровь отливала от головы, и, чтобы не потерять зрение, он сильно напряг мышцы живота. Самолет выписывал ровный круг.

 «Хорошо, родимый», – про себя похвалил Лешка самолет.

 Выведя из виража, он, не выключая форсаж, перевел самолет в горку. Перегрузка на мгновение уменьшилась, но затем вновь увеличилась на вводе в вертикаль. Лешка и в этот раз оказался на высоте, пилотаж на малой высоте прошел на пятерку. Он выполнил весь пилотаж на перегрузке, уменьшая ее лишь при смене фигур. Закончив задание, он выполнил заход на посадку с малого круга. Приземлившись строго у посадочного «т», Лешка радостно улыбнулся.

 «Вроде получилось», – подумал он про себя.

 Зарулив на стоянку, он выключил двигатель и открыл фонарь кабины. Техник самолета вначале помог выйти из кабины генералу. К нему, чеканя шаг, подошел командир полка Звягинцев.

 – Товарищ генерал, разрешите получить замечания за лейтенанта Понамарева?

 Здор снял защитный шлем.

 – Игорь, отдай мне этого пацана? – обратился он к Звягинцеву.

 – Михал Михалыч, для тебя все,  что хочешь. Я ведь помню, как ты меня в академию отпустил, когда наш полк проверяла московская комиссия. У тебя тогда каждый летчик был на счету.

 Лешка сошел со стремянки и, чеканя шаг, подошел к генералу:

 – Товарищ генерал, разрешите получить замечания?

 – Тебя кто провозил на малой высоте на пилотаж, признайся честно? – спросил генерал улыбаясь.

 – Никто, – недоуменно ответил Лешка, – я первый раз.

 – Ну, тогда молодец, распишешь допуск в летной книжке на пилотаж на малой высоте. Я подпишу. А вообще, лейтенант, давай ко мне, у нас лидерный полк, налет, уровень подготовки, все дадим по первому классу. Через два года командиром звена сделаю, а там, через годик–другой, зам. комэской и вперед в академию, – генерал вопросительно посмотрел на Лешку.

 – Товарищ генерал, я это, летчиком-испытателем хочу стать. У меня командир звена классный летчик, он меня научит летать как следует, – смутившись от такого предложения, оттараторил Лешка.

 – Ну, как знаешь, – сказал генерал и пошел с командиром полка к уазику.

 – А кто у него командир звена? – спросил он.

 – Капитан Потапов.

 – А, тот знаменитый Потап, который «Лашку» два года назад между грозовых облаков из пушки завалил?

– Тот самый.

 – А почему он у тебя до сих пор не в академии?

 – На стакане любит сидеть часто, – ответил Звягинцев.

 – Молод он еще на стакан садиться.

 – Это у него после неудачной женитьбы на дочери Петрова.

 – Того Петрова, который сейчас в генштабе?

 – Так точно, парня тогда чуть не съели, чудом отстоял от тещи. А Потап после этого на стакан присел. А перед учениями, представляешь, познакомился с девчонкой десятиклассницей и завязал. Я за ним на одной полковой пьянке наблюдаю, не пьет, на второй – не пьет. Дал своей Галке задание, она приносит новость – влюбился наш Потап в девочку, которая только школу закончила. Вот такие дела.

 – Да, дела, – генерал задумчиво посмотрел в сторону приближающегося грозового фронта, – Игорь, поторопись, грозовой фронт подходит, сегодня надо отработать по М-6, завтра разбор учений и после обеда  уйдете домой, у меня послезавтра другой полк сядет.

 – Понял, Михалыч, я думаю, успеем, – командир полка резко повернулся и быстро пошел в сторону высотного домика.

  Мишка встретил Лешку, когда тот сдавал пленку бортового самописца на дешифровку.

 – Ну, как? – спросил он с ходу.

 – Представляешь, он мне допуск на малой высоте на сложный пилотаж дал. А еще к себе в полк звал.

 – А ты.?

 – А я сказал, что хочу в школу испытателей поступить.

 – Дурак, – у Мишки загорелись глаза, – ты знаешь, что летчики годами добиваются, чтобы к Здору попасть.

 – А я пойду в испытатели, – сказал Лешка тихо и пошел устало в высотный домик.

  Через несколько минут на стоянке один за другим стали выруливать самолеты. Началась заключительная фаза учений, в которой каждый летчик полка должен пустить ракету по воздушной мишени. На учебно-боевых самолетах сбрасывались мишени М-6, которые медленно опускались на парашютах. А летный состав отрабатывал по ним пуски ракет. На аэродроме царила напряженная работа. Все старались успеть до подхода грозового фронта, и как только крайний самолет приземлился на полосу, забарабанили первые капли дождя. В высотном домике царил невообразимый гвалт. Все делились своими впечатлениями. Летчики постарше – степенно, молодые – с блеском в глазах.

 – Представляешь, картинка прицела, как в инструкции, все чисто, без помех. Еле дождался. Когда в разрешенную зону метка вошла, боевую кнопку нажал, а ракета как бешеная сошла, болтануло капитально, – Тимур затягивался  «Беломором», глаза его горели от счастья.

 – Тебе повезло, а я в крайнем залете был, так приходилось от помех отстраиваться. Грозовых облаков, как конь навалял. В первом заходе так и не пустил. Со второго захода еле-еле от помех отстроился, но ракету пустил, – Мишка аккуратно складывал полетную карту в планшет.                                             

   –  Представляете, этот придурок, – он кивнул на Лешку, – отказался к Здору переходить. Он ему сам предложил.

 – Тебе Здор предложил у него летать, и ты отказался? – Артур удивленно посмотрел на Лешку.

 – И правильно сделал, мы и дома неплохо научимся летать, правда, Понамарев? –  услышали они сзади голос Потапова.

 – Так точно, товарищ капитан, – Лешка довольный расплылся в улыбке.

 – Так, братва, не расслабляться. Еще домой прилететь надо. Там будем праздновать, завтра на 14.00 в плане домой.

 – Товарищ капитан, а где первая посадка? – спросил Лешка.

 – Как прилетели, так и назад пойдем, – сказал Потапов.

  Лешка задумался, ему безумно хотелось еще раз увидеть Катю.

 – Миха, а как Петрухе Пятницкому можно дозвониться по служебной связи? – спросил он.

 – Как? Обычно. Попроси начальника связи, он дозвонится.

  Лешка подошел к начальнику связи полка майору Петренко.

 – Товарищ майор, у меня друг на аэродроме «Каретный», мы послезавтра назад пойдем через него. Не поможете до него дозвониться?

 – Конечно, помогу, – Петренко взял Лешку под руку и повел его к телефону.

 Через несколько минут Лешка, старясь перекричать треск и шум военной связи, разговаривал с Петей Пятницким.

 – Петруха, мы завтра на Баку уходим. Там ночуем и послезавтра будем у вас. Предупреди, пожалуйста, Катю, чтобы пришла на аэродром.

 – Предупрежу. Как отработали? – на обратном конце Петя тоже боролся с помехами.

 – Все нормально. Привет Любаше. – Лешка положил трубку, – спасибо, товарищ майор, – он приложил руку к козырьку фуражки.

Подпрыгнув на месте от радости, Лешка побежал к друзьям. Петренко недоуменно пожал плечами.

***

  Подведение итогов учения было недолгим. Генерал Здор коротко остановился на каждом этапе отдельно, затем в конце доклада объявил предварительную оценку полку – твердая четверка. Окончательно оценка будет выставлена по прилету  полка на аэродром базирования. Пожелав удачного возвращения домой, он вышел из класса предполетных указаний. Летчики сразу же радостно загалдели. Еще бы, получить четверку на таких учениях – большая удача. Тем более, когда проверял сам генерал Здор, принципиальный и придирчивый до любых мелочей, не прощающий ошибок даже близким друзьям. Классный пилотажник, он оценивал качество пилотирования с высот своего мастерства. И когда он огласил оценки за технику пилотирования, четверка у командира полка, у Лешки пятерка, а у остальных тройки, все были удивлены.

  Командир вышел к трибуне и негромко сказал:

 – Так, пилоты, праздновать дома будем. На четырнадцать ноль-ноль вылет. Назад пойдем тем же маршрутом, что и сюда. Вылетаем прежним боевым порядком. Высоты прежние. В общем, все как сюда, только наоборот. Вопросы есть? Штурман, доложите особенности перелета.

 Начались предполетные указания на перелет с обязательной ритуальной последовательностью. За час до взлета предполетные указания закончились, и летчики вышли из высотного домика. Задымили сигареты, и пилоты стали делиться впечатлениями о разборе учений.

  –  Леха, ну ты просто молодец, не ожидал, что среди нас такие асы появятся, – радостно пожал руку Лешке Тимур.

 –  Да я ничего особенного не сделал. Я просто вспомнил, как Потап рассказывал про пилотаж на малой высоте и постарался. Вот и все, – Лешка все еще краснел от смущения.

  – Понамарев, ты нос-то не задирай, случайно это у тебя такой пилотаж получился, надо еще дома тебя проверить как следует, – бросил проходящий мимо капитан Семин.

 – Случайно можно в коровье дерьмо наступить, а если человек летает нормально ему по барабану, кто в задней кабине – пусть хоть сам министр обороны, – сказал уходящему Семину подошедший Потапов.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71